
Во все времена мир театра привлекал тысячи любопытных глаз. Все те, кто не имел возможности попасть внутрь, рассматривал афиши снаружи. Сегодня «увидеть» спектакль помогают не только они, но еще и сотни театральных фотографий. Но много ли мы знаем об этом направлении фотоискусства? О том, что такое театральная фотография, и с какими проблемами сталкиваются сегодня театральные фотографы мы спросили у самых известных представителей этой профессии. Первой на наши блиц-вопросы ответила Галина Фесенко.
Что такое театральная фотография: одно из направлений репортажной съемки или отдельное явление?
Сколько людей – столько и мнений. Я считаю, что у нас в стране это отдельный жанр, в крайнем случае поджанр репортажной фотографии. На Западе и в Европе, в Америке и Канаде такого понятие не существует, потому что нет задачи снимать весь спектакль. Они снимают несколько ключевых моментов, потом делают анонсы, рекламу или афишу. Живые спектакли целиком там снимают редко, они не живут годами, как у нас – полгода, год. Там долгожителей на 5-6 лет может быть от силы два. Поэтому нет потребности подробного фотосопровождения. У нас спектакли живут долго, их и самих много, премий и фестивалей немало, в которых они участвуют. Народ и пресса интересуются, поэтому представление о спектакле требуется более полное. Я думаю, что большинство репортажников не согласится с тем, что театральная фотография – это жанр, потому что их знаний иногда бывает достаточно для того, чтобы суметь разглядеть в спектакле те самые моменты. Но, учитывая, что этот вид съемки требует определенных навыков, опыта, установок в фотоаппарате, круга людей, занятых в нем, то да, это определенно отдельный жанр. Пусть пока не очень популярный и оплачиваемый, но живой и развивающийся. В городах, где есть театры, существует и группа людей, которые занимаются именно театральной фотографией, как Михаил Михайлович Гутерман. Это люди, которые не обязательно зарабатывают фотографией, но точно ею живут и получают удовольствие от этого.
Что интереснее снимать: репетицию или спектакль?
Мне всегда интересно, что творится на репетиции, но не все режиссеры пускают фотографа. Плюс даже если фотограф присутствует и к нему уже привыкли, шумная камера, щелчки отвлекают. Можно виртуально получить от режиссера по голове за такие вещи. Но репетиции - это безумно интересно, ведь на выходе как правило получается не то, что было при подготовке потому, что меняется свет, появляется кураж, актеры настраиваются на всю роль от начала и до конца. А на репетиции можно поймать какие-то моменты режиссера и его отношения с актерами на сцене. Я не люблю напрашиваться и поэтому не так часто снимаю репетиции . Что касается прогона без зрителя, пресс-показа – лично мне он дает больше возможности прочувствовать спектакль.
«Август. Графство Осейдж» Московский академический театр имени В. Маяковского/ Фото – Галина Фесенко
Участие в спектакле известного актера – это бонус для театральной фотографии или важно что-то другое? Иногда это бонус только потому, что ты видишь его энергию, харизму, выплескивающиеся прямо на тебя. Бывает очень приятно познакомиться с известным актером не через экран телевизора или компьютера. Плюс это бонус к банальной популярности, потому что если снял известного актера в роли хорошо или как-то необычно для кинозрителей, тебе будут падать в ноги, кланяться и говорить «ура, спасибо». Это подпитывает мелкое тщеславие, без которого творческому человеку никак. Без здорового соревновательного духа и тщеславия ничего не получится. Можно писать в стол, можно снимать и складывать в архивы для самоудовлетворения, но здесь получать отклик от зрителей не менее важно чем самим актерам. Ведь многие медийные популярные артисты остаются в театре, не смотря на занятость, как раз ради обмена энергией, отклика зрителей, эмоций. Вот и мы должны получать отдачу от того, кто смотрит. Кстати, знакомство с медийным лицом, когда оно оказывается еще ярче и талантливее, чем кажется с экрана, вдвойне приятно! Не могу назвать ни одного разочарования в известном человеке, который в кадре оказался бы серым. В театре они другие – более интересные!
Каковы шансы сделать уникальный кадр, когда на спектакле снимают сразу несколько фотографов?
Чем больше фотографов снимает с одной точки – тем меньше вероятность, что кадр будет уникальным. Но, когда начинаешь просматривать подборку фотографий разных авторов с одного и того же спектакля, кажется, что мы все сидели рядом и снимали одно и тоже – а кадры абсолютно разные. Во-первых, у каждого фотографа со временем появляется свой почерк, пристрастия, секреты. Значение имеют многие факторы: скорость реакции, понимание спектакля, даже настроение! Лично я, когда рядом множество фотографов, всегда стараюсь заняться тем, что мне нравится – делаю общие планы и уделяю внимание сценографии. Я итак увижу много крупных планов других фотографов, поэтому занимаюсь тонкостями – люблю тени ловить, отражения. Особенно если спектакль статичный, отсняв несколько нужных фотографий, я занимаюсь тем, что мне интересно. Другое дело, когда фотограф от определенного издания снимает в том или ином стиле, поэтому ракурс разный, а кадры похожи. У них даже щелчки затвора раздаются в примерно один и тот же момент, иногда даже как пулеметная очередь.
По сравнению с другими направлениями в театральной фотографии важна уникальность снимка?
С коммерческой точки зрения – никакая, а вот удовольствие да. Приятно, когда коллеги говорят о том, что пропустили тот или иной момент, который запечатлела я. Иногда это может быть снимок даже не об этом спектакле, и не о театре или актере. Может быть, он будет кому-то интересен только лет через десять. Например, однажды сфотографировала прыжок трех парней через стулья, они летят, а я случайно их сняла. Абсолютно резкий и технически правильный кадр получился – три прыгающих парня. Через 20 лет это может быть кому-то интересно, потому что они зачем-то все втроем висят в воздухе. Игра света получилась оригинальная: где-то тени, где-то блики, в другом месте преломился свет, словом – интересно!
«Демон», Театр имени М.Н. Ермоловой / Фото – Галина Фесенко
Насколько мир профессиональных театральных фотографов открыт новичкам?
Встречаю иронично. Я помню, как меня встречал Михаил Михайлович. Он человек тактичный, поэтому очень мягко и с юмором делал мне замечания и учил, можно сказать, под крыло взял. Когда я пришла, была уже взрослым, опытным человеком, на подколы не обращала внимания. Помню, как меня поддевали, называли девочкой Нелли Уваровой. Я случайно попала в РАМТ, напросилась, до этого природу снимала и животных. На едкие замечания я не обращала внимания. Но сами фотографы очень доброжелательны. Я не помню ссор в мире театральных фотографов. Есть такие люди, которых не очень любят, но тихо и нежно. Открытой конфронтации не было никогда. Единственный раз была мелкая ссора, но связано это с поведением, когда один сел, а у остальных его голова в кадре, куда не встань. Что касается самих фотографий, зависти нет, иногда радость за коллег и их кадры, хотя порой бывает обидно, что у самой не получилось так, как у другого. Но это если и зависть, то добрая. В общем, лично я всех люблю. Каждая наша встреча очень теплая и дружелюбная, а если не приходишь – сразу масса вопросов «как?», «ты где?» Ведь настоящих постоянных театральных фотографов по пальцам перечесть, мы хорошо друг друга знаем. Например, когда начинается «Золотая маска», мы практически не расстаемся, как будто на работу ходим. Мы дружим, общаемся, переписываемся, ходим к друг другу на выставки. Кстати, за глаза никто ничего плохого никогда не говорит, поддеть может, но не более. А если пришел новый человек с горящими глазами – ему помогут и подскажут. Другое дело, когда приходят новенькие, обычно поклонники актеров, режиссеров, бродят по всему залу и не соблюдают элементарную этику фотографа, мешают всем остальным, точнее не думают о том, что в зале работают и другие – такие надолго не задерживаются.
Есть ли шансы отпугнуть от спектакля плохой фотографией?
Театру и спектаклю такие не навредят, если их не начинают распихивать везде, где только можно. Кадры могут быть мертвые, не вызывают ничего, кроме равнодушия. Такие снимки заполонят ленту, но как горячие пирожки быстро уйдут и о них забудут. Уважающий себя фотограф не поместит такой фотографии, а плохого никто не увидит. Отпугнуть может шокирующая фотография, а неумелая скорее оставит равнодушным. Бывают некрасивые кадры, например, с открытым ртом, но не по сюжету. Когда это не роль, а рожа, гримаса. Человек с чувством вкуса такого не выложит.
«Онегин», театр "Красный факел"/ Фото – Галина Фесенко
Что должно быть в спектакле, чтобы Вы согласились его снимать?
Поначалу меня привлекало почти все – новый опыт, навыки, знания. Сейчас я уже соглашаюсь не на все. Меня могут привлечь автором, я много читаю. Часто узнаю о спектакле и думаю, стала бы я это читать или нет. Например, театр на окраине вряд ли привлечет меня очередным Чеховым, разве что это оригинальная постановка, как опен-эйр в Мелехово. Тут интерес играет свою роль. Меня может привлечь автор, режиссер, о котором я обязательно почитаю перед просмотром, актер опять же. Если автором я уже насытилась, а режиссер и актеры мне не знакомы, я вряд ли поеду. Еще для меня важную роль играет сама атмосфера театра, иногда сразу понимаешь, что любовь с театром не сложится, даже если спектакли очень хорошие. Тогда обидно бывает, но уже ничего не поделать.
Какой вопрос Вы бы добавили к интервью и каков ответ?
Я бы спросила, есть ли у меня любимые режиссеры, художники по свету и сценографы, которые доставляют удовольствие в любом случае. У меня много любимых режиссеров и они обычно работают с одними и теми же сценографами, художниками по костюмам, по свету. Если я люблю этого режиссера, то всего его удачи и неудачи тоже. Я люблю абсолютно разных, например, Богомолова – тренировка для ума и Бутусова – тренировка для сердца и эмоций. Они оба повторяются в пространствах и приемах, но все это мне нравится, готова смотреть их вновь и вновь, как перечитывать любимою книгу. Кстати, еще я очень люблю Пашу Сафонова, он менее известный, но талантливый, удачно сочетает иронию и романтику. Все они могут и любят посмеяться над собой, над своими режиссерскими приемами, какими-то штампами и клише – это впечатляет. И их команду я люблю и всегда узнаю.
___
Интервью брала Муравская Валентина