«Щелкунчик» Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац/ Фото – Елена Лапина
Что интереснее снимать: репетицию или спектакль?
Снимать интересно и на репетиции, и на спектакле. Сама репетиция - процесс довольно захватывающий, на нем больше свободы, хотя бы потому, что ты не мешаешь зрителю. Еще я очень люблю ситуации, когда снимать как бы и нечего. Тогда работа превращается в охоту. Это относится и к репетициям, и к спектаклям. Так в отсутствии каких-то ярких костюмов, света, грима, начинаешь искать «изюм», самостоятельно его извлекать и придумывать. Это – драйв!
Участие в спектакле известного актера – это бонус для театральной фотографии или важно что-то другое?
В театре как, зритель идет либо на артиста, либо на режиссера, либо на постановку. Для продажи билетов крупное лицо народных или просто известных артистов на афише – хороший бонус. Но, к счастью, многие руководители театров ценят не только и не столько лицо, сколько символическое изображение: образ, настроение спектакля. У нас в театре имени Моссовета на некоторых афишах вообще нет артистов, при этом, афиши получаются атмосферные.
«Коллекционер» МТЮЗ / Фото – Елена Лапина
Каковы шансы сделать уникальный кадр, когда на спектакле снимают сразу несколько фотографов?
Во-первых, съемка всего, что происходит за кулисами и на сцене – летопись того или иного театра. В каждом уважающем себя заведении есть архив. И чем больше будет интересного разнообразного фотоматериала, тем комфортнее будет работать, например, историкам театра. С другой стороны, театральный мир, как и весь прочий, после появления цифровой техники, тонет в океане фотографических изображений. Но не каждое изображение можно назвать фотографией. В лучшем случае, это «карточки на память», проходные и не по существу. Шансы сделать уникальный или просто достойный кадр есть всегда – не зависимо, сколько фотографов присутствует в зале рядом. Ты же снимаешь свою историю. И никто никому помешать здесь не может.
Дает ли это возможность творческой самореализации?
Любая фотография дает возможность реализоваться творчески. Но у театральной съемки есть несколько слоев. Первый - качественная фиксация мизансцен или постановочная съемка для нужд театра. Второй - поиск и отражение фотографом замысла создателей спектакля (это большая удача!). И, наконец, третий - поиск «своего театра» в заданных условиях. То есть того, что даже режиссер не подразумевал, но оно есть и возникает независимо и спонтанно. Фотографией "Коллекционера", как раз, удалось выразить смысл спектакля. Главный герой, никто иной, как паук, затягивающий жертву в свои сети. И то, как расположились линии, пятна и тени, и все сработало на весь образ этого паука, - спрута, - большое везение.
«Город.ОК» (Россия- США) В рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова/ Фото – Елена Лапина
Есть ли шансы отпугнуть от спектакля плохой фотографией?
Фотографией можно не только навредить, но и убить. Конечно, это скорее относится к документальному репортажу, но и портретной съемке тоже касается. Надо понимать, что театральная фотография не совсем наша собственность и заслуга. Спектакль – детище целого коллектива авторов: режиссера, актеров, сценографа, художника по свету и т.д. И задача фотографа на театре – «не убить» впечатление от этого детища. Именно поэтому многие создатели спектакля просят совместно с ними делать отбор отснятого материала и только потом выносить его на всеобщее обозрение. Им нужна лаконичность и образность изображения, где виден почерк и задачи ИМЕННО ЭТОГО режиссера или сценографа. Это важный этический момент для театрального фотографа – не навредить имиджу театра и постановки. И это правильно, как бы при этом не задевалось самолюбие фотографа.
Постановочная съемка к спектаклю «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Театр имени Моссовета / Фото – Елена Лапина
Чем опасны мальчики и девочки с дорогой техникой, но низкой квалификацией?
А чем чрева низкая квалификация врача? Или токаря?... Перед любым фотографом, в том числе и театральным , как и перед художником вообще, лежит ответственность за эстетическое и этическое воспитание зрителя. Другое дело – а судьи кто? Здесь надо ориентироваться на высокие стандарты мировой фотографии и живописи и даже музыки. Посещать выставки, вырабатывать общие критерии не только между собой, но и с режиссерами, художниками-постановщиками. Хорошая, достойная работа - та, которая цепляет ум и душу. К ней мысленно возвращаешься спустя долгое время и даже хочешь повесить на стену.
Какой вопрос Вы бы добавили к интервью и каков ответ?
Что привело Вас в театр?
Судьба!